ТГ-503Я

Завод-гигант ОАО «Промтрактор» в Чебоксарах, запчастями к спецмашинам которого мы занимаемся параллельно с продукцией «ЧТЗ», с целью расширения нашей номенклатуры и возможностей работы, выпускает достаточно внушительную линейку гусеничных трубоукладчиков на базе своих тракторов.

Если «Челябинский тракторный завод» в этом плане в основном известен моделями ТР-12 и ТР-20 на базе трактора-болотохода Т10Б, то есть машинами грузоподъёмностью до 20-ти тонн в штатном режиме работы, то в линейке «Четра» есть трубоукладчики, поднимающие до 50-ти тонн, а на очень коротком плече стрелы 1,22 м – до 100 тонн. Трудно себе представить частое применение таких машин при укладке трубопроводов: это может касаться, к примеру, только очень крупных проектов по проведению магистральных линий на специальных опорах где-либо в условиях вечной мерзлоты. Однако такие трубоукладчики могут использоваться и просто для погрузо-разгрузочных работ, как краны, и для удержания тяжёлых грузов на весу при их стыковке. В нашей стране с огромной территорией часто строятся и различные масштабные специальные объекты.

Трубоукладчики ТГ-503Я и ТГ-503К: разница в дизеле. О российском дизеле ЯМЗ-850.10

Речь идёт о трубоукладчиках «Четра» ТГ-503Я и ТГ-503К, которые различаются моделью дизеля:

  • В случае ТГ-503К, все запчасти к которому мы описываем в соседнем разделе, применяется американский дизель Cummins.
  • В случае ТГ-503Я – отечественный дизель ЯМЗ- производства «Ярославского моторного завода».

Можно выразить только уважение производителю, который в своём грамотном производственном менеджменте пользуется принципом «дублирования поставщиков» и всегда может иметь запасной вариант и не останавливать изготовление продукции, если, к примеру, что-то проблемное произойдёт с одним из этих заводов. При этом нужно понимать, что сам по себе дизель – это отдельная очень сложная машина весом несколько тонн, со своими системами смазки, питания, воздухоснабжения, запуска. Замена в конструкции дизеля может повести к замене системы управления, изменениям в трансмиссии. В результате появляется другая модель спецмашины.

Трубоукладчик ТГ-503Я оснащён 12-цилиндровым дизелем ЯМЗ-850.10 мощностью 520 л.с. при частоте вращения коленвала 1900 об/мин. Чтобы наглядно представить себе размеры и массу такого дизеля, вспомним, что дизель Д-180 трактора Т10Б «ЧТЗ», на базе которого может работать трубоукладчик ТР-20, при мощности 180 л.с. весит 2 тонны. Цилиндры дизеля ЯМЗ-850.10 имеют V-образное расположение, диаметры и ход поршня 140х140 мм, угол развала 90 градусов. Дизель 4-тактный, с жидкостным охлаждением и турбонаддувом, как большинство современных дизельных двигателей.

Ещё о характеристиках и конструкции ТГ-503Я

Вся установка ТГ-503Я имеет массу порядка 70-ти тонн, из которых примерно 50 тонн – базовый трактор, около 20-ти тонн – трубоукладочное оборудование со стрелой длиной 8,9 м. Сама сварная коробчатая стрела весит 2900 кг, но одна только масса гидравлически регулируемых противовесов с рамой на стороне трактора, противоположной стреле, составляет 11,7 тонн. Минимальный радиус поворота такой машины – 3,3 м, и можно сказать, что для её габаритов и массы он очень мал.

Коробка передач трубоукладчика ТГ-503Я «Четра» конструктивно имеет много общего, например, с аналогичной коробкой современного трактора Т10М/Б10М «ЧТЗ» с гидромеханической трансмиссией. Она планетарная, с бортовыми фрикционами, с 3-мя скоростями движения вперёд и назад и с возможностью их переключения под нагрузкой.

Базовый трактор трубоукладчика имеет 9 опорных катков гусеничного хода, 2 поддерживающих, ширину башмаков гусениц – 860 мм, что типично для болотохода. Его давление на грунт относительно невысокое – 0,94 кг/см2, при огромной массе установки.

На трубоукладчике ТГ-503Я объединены в систему в одном корпусе две 2-скоростные двухбарабанные лебёдки. Одна из них – стреловая, как на гусеничном стреловом кране, поднимает и опускает стрелу. Вторая, грузовая лебёдка, - грузовой крюк. Характеристики грузового и стрелового канатов также похожи на характеристики канатов, к примеру, для гусеничного стрелового крана «ЧМЗ» ДЭК-321 или аналогичного: диаметры канатов – 21 мм, длина стрелового – 82 м, грузового – 100 м. Лебёдки управляются от гидравлики и могут работать независимо. Предусмотрена функция их торможения при остановке дизеля машины.

Когда могут потребоваться запчасти к 50-тонному трубоукладчику и какие

Что касается поставок запчастей к ТГ-503К и ТГ-503Я, можно сказать, что это очень мощная и надёжная машина «не каждодневного» использования, к которой, возможно, не так часто нужны узлы на замену (в масштабах нашего рынка спецтехники). Однако, если такой спецмашине пришлось отработать в напряжённом графике и сложных условиях, на строительстве специального объекта (скажем, АЭС) или укладке магистрального нефтепровода в тайге, владелец трубоукладчика должен вложить какую-то сумму в новые запчасти, чтобы и в дальнейшем имелась возможность срочно выполнить аналогичную задачу. Также речь может идти и о технике, которая за много лет использовалась эпизодически и теперь требует обслуживания и ремонта.

Мы предлагаем к 50-тонному трубоукладчику «Четра» с российским дизелем запчасти из основных групп:

  • Лебёдки грузовая и стреловая, полиспасты для них (кратностью 8 и 6, соответственно), гидроприводы, редукторы, тормоза лебёдок.
  • Гидромеханическая трансмиссия, планетарная коробка передач, бортовые фрикционы, главная передача базового трактора.
  • Гидравлика и электрика, приборы и датчики.
  • Ходовая часть – все узлы, связанные с гусеничным ходом трактора, от опорных катков и башмаков гусениц до кожухов звёздочек.
  • Запчасти к подсистемам дизеля ЯМЗ-850.10, от масляных насосов до компонентов системы турбонаддува.
  • Оснащение кабины – щитки приборов, сидения, обогреватель, кондиционер, стёкла кабины и уплотнители для них.
Рассылка: