Обзор рынка погрузчиков в 2018 году: российские и импортные, цены, прогнозы
- Анализ рынка погрузчиков 2018 году
- Обзор отечественных мини-погрузчиков
- Обзор МКСМ-800 (МКСМ-1000)
- Грейферный погрузчик ПЭФ-1Б
- Обзор цен на погрузчики российского производства (новые машины)
- Рынок вторичной техники. Обзор: погрузчики ПУМ, ПЭФ
- Специфика предложения на рынке импортных мини-погрузчиков
- Выводы и прогнозы
Анализ рынка погрузчиков 2018 году
Сложно представить строительную или коммунальную компанию, в условном «гараже» которой не нашелся бы мини-погрузчик. На колесном или гусеничном ходу. Отечественного производства или импортный. Объясняется это удивительной функциональной универсальностью данной техники. Маленькие и юркие «трудяги» незаменимы для уборки узких дорог или тротуаров, разгрузке автотранспорта на тесной площадке и т.п. Неудивительно поэтому, что по положению дел на этом рынке можно достаточно точно судить об экономической ситуации в целом.
Продажи компактных погрузчиков – один из самых конкурентных и динамичных, и самых интересных для анализа сегментов российского рынка специальной техники. Как уже отмечалось выше эти небольшие маневренные и экономичные машины широко представлены в технических парках небольших и крупных строительных и дорожно-строительных фирм, коммунальных организациях, на логистических базах и т.п. При оснащении соответствующим навесным оборудованием мини-погрузчики могут выполнять землеройные работы, погрузку сыпучих и мелкокусковых материалов, транспортно-складские работы со габаритными грузами, очистку дорожного полотна и тротуаров, уборку снега, бурение скважин, забивку свай и т.п. При этом в сравнении с более крупными своими «собратьями» мини-погрузчики достаточно дешевы. А это, в свою очередь, означает меньшую эластичность спроса. При том, что сам по себе рынок достаточно емкий и в этом отношении весьма показательный. Так, только за январь в России было продано мини-погрузчиков 157 новых машин производства только пяти ведущих отечественных и иностранных брендов. А по итогам III квартала, прошедшего 2017 года, в страну было ввезено 315 машин суммарной стоимостью 9,06 млн. USD. Повторяемся, речь идет только о новых машинах.
Еще один немаловажный фактор – это широта и разнообразие модельного ряда техники. Это компактные погрузчики, мини-погрузчики с бортовым поворотом и мини-погрузчики на гусеничном ходу. Перечисленные факторы превращают анализ этого сегмента рынка спецтехники в весьма интересное и полезное занятие. Оговоримся, что, поскольку абсолютно большую часть рынка представляют мини-погрузчики с бортовым поворотом, что и говорить в дальнейшем мы будем, главным образом, о них.
Данный сегмент рынка спецтехники представлен большим числом брендов и моделей в разных, четко определенных, ценовых эшелонах. В нижнем ценовом эшелоне преобладают погрузчики отечественной разработки и «гости» из Восточной Азии. Верхний эшелон заполнен техникой производства европейских и американских компаний. Исторически сложилось так, что ценовая доступность как решающий фактор покупки рассматривается коммунальщиками и строителями «глубинки», вдали от государственных инфраструктурных проектов и больших бюджетов, а географически работающих к востоку от Урала. Поэтому начнем собственно повествование с разбора отечественных моделей мини-погрузчиков.
Обзор отечественных мини-погрузчиков
В нашей стране машины данного типа появились относительно недавно. Первые погрузчики с бортовым поворотом появились в СССР на территории морских портов в 1977 году. Оценив потребность в новой технике отечественные производители приступили к проектированию и выпуску машин. Первые погрузчики вышли с конвейера Ленинградского экскаваторного завода в 1989 г. и носили наименование «Барс». В присной памяти 90-е годы прошлого века на волне конверсии «оборонки» разработкой и выпуском модели ПУМ-500 «Бобр» занялся и нижнетагильский Уралвагонзавод. В настоящее время серийным производством мини-погрузчиков с бортовым поворотом занимаются Курганский машзавод и Ковровский электромеханический завод. После прекращения выпуска «Бобров» в 2012 году более 35 % рынка заняла продукция курганских машиностроителей: модели МКСМ-800 и МКСМ-1000. Оставшуюся долю разделили импортные погрузчики, ковровские ANT-1000 «Муравей» и минские «Амкодор».
Как правило в базовой комплектации мини-погрузчики оснащаются основным ковшом. Для расширения технологических возможностей техники возможна доукомплектация карьерным ковшом, грузовыми вилами, дорожными щетками, снегоочистителем, вакуумным мусороуборщиком, буровым оборудованием, рыхлителем.
Обзор МКСМ-800 (МКСМ-1000)
«Многоцелевые коммунально-строительные машины грузоподъемностью 800 кг» выпускаются Курганским машзаводом с 90-х годов прошлого столетия. Изначально комплектовались дизельным двигателем Zetor (Словакия). В настоящее время производится несколько модификаций машины, отличающихся установленным силовым агрегатом.
Технические характеристики модификаций мини-погрузчика МКСМ-800
Характеристики | Модель | |||
МКСМ-800К | МКСМ-800Н | МКСМ-800А | МКСМ-800А-1 | |
Двигатель | Cummuns A2100 | Hatz 3M41 | Cummins A2300 | Kubota V2403 |
Цилиндров | 3 | 3 | 4 | 4 |
Мощность, л.с. | 44 | 52,9 | 48 | 52 |
Эксплуатационная масс (с ковшом), тн | 2,800 | 3,100 | 2,875 |
Отличительной особенностью этой машины является ее маневренность. Эти погрузчики способны заходить в проемы шириной 1,8 м и высотой 2,1 м, разворачиваться практически «на месте» (с радиусом 2,615 м). Из недостатков эксплуатанты отмечают недостаточную высоту подъема ковша и низкую надежность элементов гидропривода.
С 2011 года выпускается модель МКСМ-1000 с увеличенными объемом ковша и усилием на штоке гидропривода.
Для повышения проходимости мини-погрузчика за счет улучшения сцепления с неустойчивым грунтом и снижения удельного давления на грунт (до 0,5 кг/см2), на колеса могут одеваться металлические гусеницы шириной 340 мм.
Грейферный погрузчик ПЭФ-1Б
Представляет собой многофункциональное навесное гидрооборудование для механизации погрузо-разгрузочных работ в сельском хозяйстве, а также для выполнения небольших объёмов землеройных работ в строительстве. Изготовлением такого оборудования занимается ряд российских заводом, самый известный из них – ростовский Ростсельмаш. Устанавливается грейферный погрузчик на базовый колёсный трактор. Конструкция погрузчика ПЭФ-1БМ позволяет навешивать на него пять видов рабочих органов: грейферный захват, бульдозерный отвал, экскаваторная лопата, грузоподъемные крюки, «когти» для сбора волокнистых грузов (силос, солома, сено и т.п.).
Обзор цен на погрузчики российского производства (новые машины)
В таблице указаны цены от производителей для техники в базовой комплектации (с навесным ковшом). Добросовестные дилеры предлагают технику с существенными скидками. Так, по данным, опубликованным на сайте Экскаватор.Ру цены на погрузчики МКСМ-800 колеблются в январе 2018 года колебались в пределах 1,39-1,49 млн. руб.
Модель | МКСМ-800К | МКСМ-800Н | МКСМ-800А-1 | МКСМ-1000Н | ANT-1000 | ПЭФ-1Б |
Цена, тыс. руб | 1 603 | 1 697 | 1 930 | 1 850 | 2 275 | 290* |
*Указана цена на навесное гидрооборудование без рабочих органов. Компания Машсервис предлагает готовый погрузчик на базе колесного трактора МТЗ-82 в базовой комплектации с комплектом ЗИП за 1 млн. 600 тыс. руб.
Интересное наблюдение при сравнении средних цен на мини-погрузчики из США, Китая и России, приводят маркетологи ID-Marketing. Оказалось, что в Москве, где традиционно цены на все товары считаются выше, американские и китайские компактные погрузчики стоили дешевле, чем аналогичная техника, которую можно было приобрести в Челябинске. Это касается как новых, так и бывших в эксплуатации мини-погрузчиков.
Цены «вторичного» рынка безусловно значительно отличаются. Так, цена на подержанный погрузчик зависит в первую очередь от его возраста, технического состояния и комплектации дополнительным навесным оборудованием (рабочими органами). В январе в среднем по России колесный мини-погрузчик с бортовым поворотом на вторичном рынке можно было приобрести по цене от 700 до 934 тыс. руб. На специализированных сайтах можно встретить и более дешевые экземпляры, однако их состояние и работоспособность внушают серьезные сомнения.
Рынок вторичной техники. Обзор: погрузчики ПУМ, ПЭФ
До настоящего времени на рынке присутствуют выпускавшиеся ранее отечественные модели ПУМ-500. «Погрузчик универсальный малогабаритный грузоподъемностью 500 кг», получил неофициальное наименование «Бобр» за внешнее сходство с юрким и трудолюбивым грызуном. Выпускался Уралвагонзаводом с 1991 года до 2012 года. Первоначально оснащался владимирским дизелем Д120-10, а с 2005 года выпускался с немецким дизельным двигателем Hatz 3М41 со встроенной защитой, соответствующего требованиям экологического стандарта Евро II (ПУМ-500У). В базовой варианте Бобр имел навесной погрузочный ковш без зубьев объемом 0,38 м3 для работы с сыпучими и мелкокусковыми материалами, вскрытия грунтов I-IV категорий. Дополнительно оснащался следующим навесным оборудованием: ковш с зубьями (для работы с мерзлым грунтом), дорожная или уборочная щетка, роторный или плунжерный снегоочиститель, навесные вилы, гидробур и ряд других специальных инструментов. Нижнетагильские погрузчики также могут «переобуваться» на гусеничный ход. В этом случае стальные гусеницы шириной 326 мм одеваются поверх колес.
Большая часть отечественных мини-погрузчиков была выпущена предприятиями оборонного комплекса. Одной из их отличительных характеристик является феноменальная ремонтопригодность. Даже после снятия погрузчиков ПУМ-500 с производства предприятие продолжило выпуск запасных частей. Во много благодаря этому на вторичном рынке по сей день весьма распространены восстановленные машины выпуска начала и середины 90-х годов ХХ века. Российские «кулибины» умудряются не только поддерживать старые машины на ходу, но и проводить своими силами их своеобразную модернизацию с заменой отдельных узлов и агрегатов. А когда за дело в промышленных условиях берутся квалифицированные механики, гидравлики и электронщики потребитель получает на руки машину, по своим эксплуатационным качествам и надежности не уступающую современным аналогам, но на порядок дешевле. Квалификация технических специалистов компании «Машсервис», доступ к широкому ассортименту запасных частей погрузчиков, агрегатов и механизмов позволяют проводить работы по восстановлению и модернизации б/у техники с высоким качеством.
Специфика предложения на рынке импортных мини-погрузчиков
В настоящее время на рынке доступны погрузчики на как колесном, так и на гусеничном ходу. Здесь широко представлены модели от различных производителей: Caterpillar, John Deere и Mustang (США), JCB (Канада), Lonking и Bull (Китай), Doosan (Корея) и т.п. Здесь можно сказать одно, техника западного производства, как правило, надежна, комфортабельна, производительна и функциональна, но и более дорогая. Как при приобретении, так и в эксплуатации. Обычно ценник на поддержанный «Катерпиллер» или «Джон Дир» стартует там, где «финиширует» стоимость полной комплектации отечественного погрузчика. Китайские погрузчики представляют собой клоны известных моделей Bobcat, комплектующие обычно производятся там же в Китае по лицензии разработчика (далеко не всегда). Общеизвестный минус лицензионного производства на удаленных площадках – резкое падение качества техники. При том, что стоимость комплектующих для ее ремонта зависит от колебаний курса, а срок поставки исчисляется месяцами. Попытка сэкономить на покупке несет в себе риск высоких затрат на обслуживание и ремонт.
Выводы и прогнозы
Кратко резюмируя, отметим, что по нашему представлению в текущем году рынок будет насыщаться в первую очередь погрузчиками местного производства и импортом из Китая. Залогом этому служит «бюджетный голод» - дефицит операционных и инвестиционных средств, испытываемый российскими строителями и коммунальщиками – основными пользователями техники данного рыночного сегмента. Развитие рынка сдачи спецтехники в аренду, главным образом, в российских мегаполисах будет стимулировать импорт мини-погрузчиков верхнего ценового эшелона. В первую очередь это касается гусеничных машин, аналогов которым российские производители не предлагают. Свою роль играет и фактор отложенного спроса. Ведь в предыдущие годы эксплуатанты из-за нехватки средств не занимались обновлением своего технического парка, продолжая «латать» имеющуюся технику.
Также, по всей видимости, в прежних объемах сохранятся и продажи подержанных и восстановленных погрузчиков, как отечественного производства, так и импортных. Связано это, как ни странно с наметившимся ростом экономической активности. Вновь создаваемые и развивающиеся предприятия с ограниченным бюджетом, объемы и специфика работ которых не требуют применения высокопроизводительных сложных машин, для развития и обновления технического парка с большой долей вероятности обратятся к рынку вторичной техники. Свое немалое влияние на рынок окажут и действия финансовых властей по стабилизации курса национальной валюты. Укрепление рубля по отношению к мировым валютам позволит импортерам потеснить отечественную технику. Если же под действием внешних факторов (санкции, стоимость углеводородов и др.), наоборот, рубль будет дешеветь, продавцы отечественных мини-погрузчиков могут сполна использовать главное конкурентное преимущество – относительно низкая цена.
Однако и здесь не все так просто, учитывая большой удельный вес, применяемых комплектующих узлов и агрегатов импортного производства. Т.е. цена на отечественные погрузчики также будет зависеть от валютного курса, хотя влияние это будет менее заметно. Главным конкурентом для МКСМ и прочих российских машин на фоне «высокого доллара» станут подержанные JCB, Bobcoat и т.п. При том что ввозят в том числе и технику прямых аналогов которой российские производители не предлагают. Как показала практика последних лет, количество подержанных гусеничных мини-погрузчиков, ввозимых в Россию практически не меняется. Существенного влияния на это не оказало даже введение утилизационного сбора.
К слову, последние полгода наметился разнонаправленный тренд в динамике цен на доступные модели. Так, стоимость новых МКСМ-800 подросла на без малого 8 %, а б/у наоборот снизилась на 16 %. Связано это с ростом предложения и увеличения на рынке доли машин со сроком эксплуатации свыше 7 лет.
Спецпредложение
Мы купим у вас
Запчасти со скидкой
Напишите нам / Оставьте заявку
Головной офис г. Челябинск, ул. Изобретателей, дом 54.
Режим работы: Пн-Пт с 9:00 до 17:00 часов. Время МСК+2.
ИНН: 7452150212 / ОГРН: 1197456010696 / КПП: 74520100196
Информация на сайте не является публичной офертой.