Гидромоторы и гидронасосы в составе нашей спецтехники: российская продукция держит свои позиции

06.06.2018
Гидромоторы и гидронасосы в составе нашей спецтехники: российская продукция держит свои позиции

Содержание

Гидромоторы и гидронасосы – можно сказать, бескрайняя тема в рамках рынка спецтехники. Объёмные гидродвигатели и гидронасосы рабочим объёмом 56 и 112 см3 очень часто применяются в конструкциях автокранов, автогрейдеров, экскаваторов, погрузчиков. Гидромоторы небольших рабочих объёмов (12 - 28 см3) на экскаваторах входят в состав насосных агрегатов (например, УНА) - группы приводных гидронасосов, объединённых с двигателем. Трудно себе представить владельца гидравлической спецмашины (например, автокрана), который пользуется машиной много лет и ни разу не имел потребности купить гидромотор лебёдки или механизма поворота.

Известные серии гидромоторов и гидронасосов 303, 310, 313: конструктивные особенности и применение

Советская конструкторская школа внесла огромный вклад в развитие и производство такой гидравлической продукции, как аксиально-поршневые гидромоторы и гидронасосы регулируемые и нерегулируемые. Сейчас их типовая конструкция, вращающийся диск с ротором и группа поступательно движущихся поршней (наклонный блок или другая модификация), преподаётся студентам практически в каждом техническом вузе. Ещё несколько десятилетий назад для российского транспортного и тяжёлого машиностроения, подъёмных и строительно-дорожных машин стали популярны:

  • Серии гидромоторов 303 и 310: это нерегулируемые реверсивные гидродвигатели, которые при изменении направления вращения, если «поменять задачами» входной и выходной валы, могут работать и как гидронасосы (например, серия гидронасосов 310). Их рабочий объём не может варьироваться за один рабочий цикл. Реверсивность объёмной гидромашины, то есть её возможность работать и гидронасосом, и гидромотором, всегда обозначается общепринятыми стрелками на гидравлических схемах.
Серии гидромоторов 310 и 303 рабочим объёмом 112 см3, например, модели гидродвигателей 310.3.112.00.06, 303.3.112.501, применяются на автокранах КС-3577, КС-45717 «Ивановец», экскаваторах ЕК-12, ЕК-14. Для автокранов это гидроприводы грузовой лебёдки, механизма поворота.

В конструкции автокранов эти гидромашины получают управление от многопозиционного «верхнего» распределителя крановых операций, причём гидромоторы лебёдки и механизма поворота платформы с крановым оборудованием могут активироваться одновременно.

Корпус таких гидромоторов имеет характерный изгиб под углом (25-35 градусов) как следствие расположения поршневой группы относительно диска ротора. Типовой и часто встречающийся диаметр вала – 45 мм, чаще всего это вал шлицевой.

  • Серия гидронасосов 313: это регулируемый аксиально-поршневой гидронасос. Они могут применяться как гидроприводы экскаваторов, главные насосы на шасси автокранов. Корпус – характерный «раструб», отличающийся от корпуса нерегулируемого гидромотора. Регулирование рабочего объёма – обычно прямое гидравлическое, бесступенчатое, с ограничением минимального и максимального объёма в пределах технических характеристик гидромашины.

К примеру, модель 313.3.112.500.4 с рабочим объёмом 112 см3 применяется на экскаваторах ЭО-4225А. Модель 313.112.50.04 используется как главный гидронасос автокрана КС-45717 «Ивановец», погрузчиков «Амкодор». Применяется она и на шахтном, и на буровом оборудовании.

Если модель 313 – главный гидронасос автокрана, она находится в системе «двигатель – карданный вал – КОМ – гидронасос» шасси и нижней гидравлики машины.

  • Серия гидромоторов МГП: более сложные по конструкции планетарные (героторные) объёмные гидромашины, где роль солнечного колеса играет ротор, в сечении – шестизубая шестерня специального профиля, а сателлитов – обкатывающие его 7 цилиндрических роликов. Это достаточно современные гидродвигатели, изначательно производимые по технологии датской фирмы Danfoss.

Популярный рабочий объём – также 112 см3, например, гидромотор МГП 112/32.

Уровень цен на часто применяемые гидромоторы и гидронасосы

Многие отечественные спецмашины, например, тяжёлые автогрейдеры ДЗ-98 и фронтальные погрузчики В-140 «ЧСДМ», могут быть в большой степени собраны из комплектующих различных импортных производителей. Гидромоторы и гидронасосы, как правило, применяются отечественные и только изредка заменяются итальянскими, потому что в этой сфере наработки советской и российской промышленности очень велики. Цены на гидронасосы и гидромоторы часто применяемых в спецмашинах моделей также на рынке спецтехники более или менее устоялись и сходны у разных поставщиков. Например:

  • нерегулируемые гидромоторы 310 рабочим объёмом 112 см3, часто применяемые для конструкций лебёдок автокранов, стоят 35-40 тысяч рублей, а меньшим объёмом 56 см3 - 28-30 тысяч рублей;
  • при возрастании рабочего объёма нерегулируемых реверсивных гидромоторов серии 310 до 160 см3 их цена сразу «подскакивает» до 100 тысяч рублей и более;
  • регулируемые гидронасосы 313 с объёмом 112 см3, за счёт возможности варьирования рабочего объёма устроенные сложнее, стоят 70-85 тысяч рублей;
  • планетарные гидромоторы МГП рабочим объёмом 112 см3, в зависимости от модификации, могут стоить от 40 до 95 тысяч рублей;
  • нерегулируемые реверсивные гидромоторы 210 (то есть серии меньшей, чем 310), рабочего объёма 12 см3, с валом диаметром 20 мм со шлицами или шпонкой, которые часто используются для активации насосных агрегатов экскаваторов, стоят примерно 20 тысяч рублей;
  • насосные агрегаты УНА-1000, УНА-4000, применяемые как силовой привод экскаваторов и состоящие из нескольких аксиально-поршневых гидронасосов и небольшого по рабочему объёму гидромотора, стоят 160-190 тысяч рублей.

Выводы об общей ситуации на рынке гидромоторов и гидронасосов

Что можно сказать в целом о рынке гидронасосов и гидромоторов в России, вышеупомянутых известных серий и довольно редких исполнений, например, регулируемых насосов 313.4.56.89С.3 или 313.4.56.89С.6 для некоторых моделей экскаваторов и погрузчиков?

  • Отечественные гидромоторы и гидронасосы нескольких известных производителей уверенно держат свои позиции на рынке, и об этой группе продукции, в отличие от многих других гидравлических компонентов (клапанов, гидрораспределителей и т.п.), владельцы машин и машиностроители не говорят, что «в России не умеют делать гидравлику». Они регулярно приобретаются и будут покупаться, пока существует российская спецтехника. До кризисов и программы импортозамещения на наш рынок активно проникали итальянские и даже турецкие гидромоторы, но наша продукция выдержала не только ценовую конкуренцию (в том плане, что помог резкий рост курса евро, «выбивающий» отсюда иностранные товары), а и по качеству и надёжности.
  • Все конструктивные плюсы наших гидромоторов и гидронасосов – большая бесступенчато регулируемая мощность, высокий КПД, мощные шлицевые валы, многообразие моделей – несомненно, наследие советской конструкторской школы и высокой индустриализации того времени, на котором во многом «тянет» отечественный рынок спецтехники в наши дни. Отечественный гидромотор или гидронасос был предусмотрен в те времена в конструкции каждого автокрана и «КамАЗа» и применяется до сих пор.
  • Ввиду того, что на нашем рынке сформирован определённый средний уровень цен на каждый популярный гидромотор и гидронасос, больше гидромашин может поставить та компания, которая держит хороший складской запас и может делать скидки на складские позиции. Мы стараемся этого правила придерживаться.
Добро пожаловать!

Официальный сайт компании Машсервис.
Кликните продолжить.