Повышение ставки НДС до 20%: новые условия нашей работы. Повышение цен на запчасти и технику в 2019 году. НДС как чувствительный регулятор ценообразования в стране

17.12.2018
Повышение ставки НДС до 20%: новые условия нашей работы. Повышение цен на запчасти и технику в 2019 году. НДС как чувствительный регулятор ценообразования в стране

Содержание

Ситуация складывается таким образом, что 1 января 2019 года мы вступаем в период совсем новых цен на нашем рынке за счёт повышения ставки НДС с 18% до 20%.

В этой статье мы постараемся эту ситуацию проанализировать и найти какие-то плюсы новых условий, но, к сожалению, ничего положительного для нашей работы здесь нет. Возможно, плюс в том, что государство будет получать с налогоплательщиков дополнительные денежные средства, но это также – смотря с каких. С «дохлого» производителя (машиностроителя), который не выдержал новой системы ценообразования, много не возьмёшь. Полученные деньги также вряд ли будут направляться на поддержку машиностроительных предприятий.

Непраздничное событие с 1 января 2019 года

Это событие, хотя и произойдёт сразу после праздника, совершенно не новогоднее. Рядовые граждане нашей страны проснутся 1 января к новым ценам со старыми зарплатами, а компании, копившие какую-то сумму на покупку новой техники, увидят, что она опять уменьшилась. Причин повышения зарплат в нашей экономике нет, так как наличествует безработица, а в стране в принципе мало полезной работы, связанной не с торговлей в Интернете и разработкой новых финансовых инструментов, а с реальным промышленным производством. Что же касается возможностей предприятий приобретать станки и спецтехнику – после истории с утилизационным сбором мы все увидели, что это вообще мало кого интересует. Как говорил Абдулла из известного фильма «Белое солнце пустыни», «садись на коня и возьми сам всё, что ты хочешь».

На сколько же действительно могут вырасти цены

От первых лиц государства по телевидению мы иногда слышим, что цены в 2019 году на продукты потребления, а также технику и запчасти должны вырасти на столько же, на сколько вырастет НДС (например, на 2%). Слышим и удивляемся этому.

Нам неизвестно, какие расчёты были заложены на государственном уровне в повышение ставки НДС до 20%, и неясно, участвовали ли в этом процессе опытные экономисты уровня П.А. Столыпина или советского министра А.Н. Косыгина. Однако даже на своём рядовом уровне компании-поставщика спецтехники мы видим и можем вычислить, что это не так. Нам даже не нужно для этого приходить в декабре в магазин и видеть хлеб по предновогодней цене 65 руб. за батон вместо 50 руб., так как хозяевам пекарни нужно было закупить сырьё для работы в новом году.

Про НДС всегда говорят, что предприятие даже не должно учитывать эти деньги в составе своего оборота, так как они, в любом случае, отдаются государству. Есть даже компании, которые всегда дают заказчикам цены без НДС и, в ответ на их возмущение, парируют: а с какой стороны нас может интересовать НДС? Это не наши деньги. Это дело и деньги государства. Однако, если не лукавить, чтобы заплатить НДС, а не оказаться должным государству, каждое предприятие должно, в первую очередь, получить эти деньги с заказчика, а сумма немалая – 1/5 от цены продукции. На практике НДС всегда платится из кармана покупателя.

Каждая компания, которая, к примеру:

  • продаёт запчасти;
  • осуществляет грузоперевозки;
  • поставляет металл, закупаемый у крупных производителей сталей и сплавов;
  • оказывает услуги по покраске металлоконструкций;
  • оказывает услуги по упаковке товаров,

естественно, сразу включит в свою цену НДС любого размера, какой нужен государству. Руководство этой компании справедливо не интересует в мире больше ничего, кроме реализации своих товаров и услуг (металла, запчастей, упаковки) по ценам, позволяющим получить прибыль и выжить. Поскольку выживание этой компании в российской экономике – личное дело её менеджмента, то у неё просто нет никакой возможности заботиться о ком-то, кроме себя.

Плюс 2% (или 5-10%) на каждом этапе создания и перевозки продукции

Теперь можно представить, как после повышения НДС до 20% после Нового года будут выглядеть цены на любую продукцию, если в них должны входить: и сырьё, и обработка, и покраска, и транспортировка, и упаковка. Это, в первую очередь, касается продукции машиностроения, техники и запчастей, так как техника – это самая сложная продукция, для неё много что нужно. Если на каждом из вышеперечисленных этапов хозяин компании честно добавит хотя бы 2% (а не 10% для подстраховки своего бизнеса), то эти 2% мы должны возвести в степень – четвёртую, пятую, шестую. Три этапа обработки с повышенной ставкой НДС – это уже «два в кубе», то есть рост на 8%.

Думая об этих цифрах, не хочется делать какие-то численные прогнозы на следующий год, чтобы не пугать заказчиков. Однозначно рост ставки НДС в 2019 году – более чувствительный удар по экономике, чем обидное для немолодых людей повышение пенсионного возраста. Удар с помощью НДС произойдёт сейчас, когда мы уже не успеем от него уклониться, а будущий пенсионер ещё мог бы успеть подрастить детей или с кем-то скооперироваться для совместного проживания (это отложенный удар по экономике, хотя бы о нём знаем и осознаём его последствия).

Что же такое ставка НДС для российской экономики на самом деле

Ставка НДС в условиях свободного рынка оказывается на практике чувствительнейшим регулятором ценообразования в государстве. Сейчас мы достаточно сильно дёргаем за этот рычаг. При этом каждая цена на продукцию состоит из вкладов цен различных поставщиков, из которых каждый справедливо «дрожит только за свою шкуру» и ни на кого больше не надеется. Чем сложнее продукция, тем больше вклад в неё цен различных поставщиков товаров и услуг. Это происходит при условии, что сложная продукция (техника) в наше время не производится только на одном предприятии, у нас крайне мало осталось в стране после всех катаклизмов предприятий полного цикла.

В нашей стране существуют предприятия, которым действительно «нет дела до НДС», что всегда дают заказчикам цены без НДС. Это заводы, которые живут на государственном оборонном заказе. Для них размер НДС – только бухгалтерская проблема. Однако стоит понимать, что наибольшая часть нашей промышленности – свободный рынок, а такие предприятия, в случае диверсификации, не смогли бы выжить только на гражданской продукции. Их выживаемость в условиях свободного рынка вообще была бы под вопросом, так как, привыкнув предоставлять заказчикам цены без НДС, такие заводы обычно уверены в своей уникальности и даже не изучают рынок.

Выводы

Предварительные выводы, о которых можно говорить:

  • К росту цен на спецтехнику на нашем рынке ведёт и растущий утилизационный сбор, и рост ставки НДС. Причём в случае утилизационного сбора можно попытаться его уменьшить за счёт комплектации техники, возраста восстановленной техники. От повышения НДС нельзя уклониться никак. Поставщик сырья в любом случае сделает вклад в цену машины с учётом НДС 20% и ценового запаса «на подстраховку», а также с учётом того, что этот металл пришлось откуда-то везти. Далее будет раскручиваться вся цепочка, описанная выше.
  • За счёт роста цен на технику производителям тракторов, бульдозеров, кранов, прицепов, погрузчиков будет жить ещё тяжелее. У них будут увеличиваться сроки и прыгать цены, отделы закупок будут получать задания искать более дешёвые сырьё и материалы. Эти операции они будут выполнять долго и неудачно. Очевидна будет тяжесть выживания крупных промышленных предприятий в нашей экономике без поддержки государства.
  • Помимо прочего, наш рынок ставит себя в невыгодное положение относительно других рынков – например, Казахстана. В Республике Казахстан нет ни санкций, ни огромных курсов евро и доллара, ни роста НДС. К примеру, в сфере энергетического машиностроения там спокойно закупают немецкую и итальянскую технику.

Поскольку крупным производителям техники (а их осталось в России после всех реформ и кризисов не много, и стоило бы беречь их и занести в Красную книгу) будет выживать тяжело, на рынке спецтехники будет наблюдаться тенденция развития мелких «гаражных» сборщиков машин. Как мы уже писали неоднократно в нашем блоге, такие производители могут быть хорошими и аккуратными, но они:

  • выпускают всего несколько машин в год;
  • неспособны к научно-конструкторским разработкам и созданию новых моделей;
  • неспособны к крупным операциям литья, ковки, термообработки деталей;
  • заметим в скобках для государства, и НДС платят порой не очень аккуратно.

Рынок ещё долго будет после новогодних праздников «ходить волнами», пытаться адаптироваться к новым условиям, так как каждый поставщик (продавец) будет «управлять по ситуации» и по своему опыту нащупывать, какие же цены можно сейчас поставить. У кого-то рост цен может составить 15-20%. Это может быть необходимо для предприятия, но по таким ценам не покупают продукцию. Придётся искать компромисс, в зависимости от сектора рынка. Единственное, что мы знаем точно, - что речь не идёт о повышении цен на 2-4%.

Написать комментарий

Спасибо! Ваш комментарий будет опубликован после модерации.
Покупаем запчасти
Наши акции
3 400 руб.
Цена: 2 200 руб.
340 000 руб.
Цена: 299 900 руб.
5 800 000 руб.
Цена: 5 676 000 руб.
29 100 руб.
Цена: 19 000 руб.
36 500 руб.
Цена: 25 000 руб.
Рассылка: