Государственная помощь лизингодателям, чьи клиенты приобретают спецтехнику выпуска 2016-2017 года: как исправить то, что сделано раньше?

22.05.2017
Государственная помощь лизингодателям, чьи клиенты приобретают спецтехнику выпуска 2016-2017 года: как исправить то, что сделано раньше?

— Разрешите доложить, Христофор Бонифатьич. По-моему, дело — табак!
— Совершенно справедливо. Закуривай, ребята!

Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля

В своём блоге мы разбираем и желаем обсудить с нашими читателями даже сложные «политические» проблемы, связанные с рынком спецтехники. Мы публиковали достаточно много материалов, включающих наше мнение о воздействии Постановления Правительства РФ от 2016 года об утилизационном сборе. Эта государственная мера, теоретически направленная на сбор бюджетных средств на защиту экологии, утилизацию старой спецтехники, остановку проникновения в нашу страну импортных бывших в употреблении машин, на практике сильно повредила наш рынок и, соответственно, «среду обитания» нашей компании и заказчиков. Когда новые грейдер ДЗ-98 или бульдозер Б10М выпуска 2016 года при покупке и регистрации подорожали сразу больше, чем на 1 миллион рублей (при стоимости 6-7 миллионов), многие клиенты просто отказались от идеи их приобретения, как отказывается скромный офисный труженик бюджетной организации от мечты о новой квартире или импортном автомобиле. 

Направо пойдёшь – головой рискнёшь, налево - коня потеряешь. Прямо пойдёшь – о камень ударишься

Что делает русский водитель-дальнобойщик, если дорогу для него делают платной (вспомним пресловутую систему «Платон»)? Сначала он бастует, потом он "идет" на Москву рассказать что правительство его обижает. Он сворачивает в лес чтоб объехать посты, лезет через чужие участки, огороды и бурелом, благо опыт ему помогает – «не первый год за баранкой». Он предупреждает товарищей, где можно проехать таким же образом, - взаимовыручка в России всегда была на высоте.

Что делает учительница, медсестра, библиотекарь, научный сотрудник со скромной зарплатой, видя, что за много тысяч рублей она не может купить ни хорошее платье, ни куртку? Вспоминает опыт своей мамы и бабушки, которые часто были одеты в «индивидуальный пошив»: берёт выкройки у мастериц, идёт на курсы кройки и шитья. Если она не очень большой специалист, конечно, будет видно, что пошив «домашний», не «фирма», но результат налицо – она будет тепло и удобно одета. Вопрос: сколько выживет в городе фирм по продаже дорогой одежды, где у большинства людей маленькая зарплата?

Ремонт гусеничного крана в МашсервисЧто делает небольшая строительная фирма, живущая на периодических заказах, видя, что новую спецтехнику купить она не может? Покупает и латает машины б/у, ищет запчасти подешевле, и, как мы уже писали раньше, «мотает скотчем» всё, что отвалилось. В этом плане с русским человеком шутить не стоит – у него в крови принцип выживания, маргинальное мышление, то есть понимание, что ему и не должно быть хорошо (это, скорее, подарок судьбы), а также бессмертный принцип «так сойдёт» (пока работает). Как результат, крупные машиностроительные предприятия свою новую красивую продукцию сбыть не могут, а они содержат на балансе тысячи людей. Сборка аналогичных машин (например, тракторов, бульдозеров, прицепов) «уходит в гаражи». Многие лицензионные производители бульдозеров, к слову сказать, и продукцию свою собирают совсем неплохо, даже лучше оригинальных изготовителей, которые торопятся, не успевая с большими объёмами. Однако для промышленности всей России таких мелких, никому не известных аккуратных сборщиков, конечно, недостаточно. Это примерно как пара – тройка фермеров вместо отлаженной системы колхозов при Советском Союзе.

Возникли и прямые нарушения закона, которые государству бы не понравились, но практикуются («а что делать, жизнь такая»): разборка спецмашины на тысячу запчастей для продажи и покупки, одинаковые регистрационные номера в «глухих» районах России для одних и тех же спецмашин.

О Постановлении Правительства РФ №518 от 03 мая 2017 года: субсидии до 10% лизинговым компаниям, через которые заказчики купят «нулёвую» спецтехнику

На постановление об утилизационном сборе 2016 года сначала посыпались жалобы, затем – просьбы о помощи тех производителей спецтехники, которые свою продукцию продавать больше не могли. Медленно зашевелились идеи о корректировках, пересмотре «содеянного». Стало очевидно, что крупные предприятия, оригинальные производители тракторов, бульдозеров, автогрейдеров, гусеничных кранов остаются без заказов. Покупатели, которым нужна спецтехника, стали учиться выживать без них, благо после кризиса у них не так уж много заказов (например, в строительстве и лесном хозяйстве), и за каждый надо бороться с конкурентами, которые ещё живы. Вернёмся к бытовому, но показательному примеру: раз уж куртка стоит 30 000 рублей, а зарплата - всего 12 000, то и мечтать о ней нечего. Мы об этом всегда подсознательно помнили, одежду предыдущих поколений семьи не выбрасывали - подновим, отремонтируем. К тому же и качество раньше было хорошее, а на моду в условиях выживания ориентироваться, конечно, нечего.

В итоге на государственном уровне начались некие движения для исправления уже создавшейся ситуации. Достаточно удивительным явлением стало принятие Постановления Правительства Российской Федерации №518 от 03 мая 2017 года, направленное на субсидирование лизинговых компаний, помогающих «за долю малую» заказчикам рынка спецтехники приобрести новые машины выпуска не ранее 2016 года, ещё не поставленные на учёт. Точное название постановления: «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки при уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники, заключённым в 2017 году». Давайте разберёмся, что к чему, так как название весьма сложное – как у диссертации на «тугую» и плохо развиваемую (не скажем – надуманную) тему, которую трудно будет защищать.

  1. Помогать субсидиями государство будет не всем лизинговым компаниям, а достаточно популярным и богатым, с большим уставным капиталом. Компания должна иметь за год, с 1 января 2017 года, не менее 10-ти договоров на новые спецмашины выпуска не позднее 2016 года, предоставляемые в лизинг, то есть это примерно 60-70 миллионов рублей, не менее 50-ти миллионов. Заметим, что это высокая активность и успех лизинговой компании в кризисный (посткризисный) период, когда «никто ничего не покупает». Гусеничный бульдозер или автогрейдер стоят 6-7 миллионов рублей. Трубоукладчик на базе трактора-болотохода «ЧТЗ», баровая установка или гусеничный стреловой кран могут быть 7-9 миллионов рублей.
  2. Когда предприятие берёт оборудование в лизинг, авансовый платёж в размере, определяемом лизинговой компанией, - самое чувствительное для него финансовое вложение в этой закупке по трёхстороннему договору (стороны – поставщик, лизингодатель и лизингополучатель, он же покупатель). Это понятно, так как лизинговой компании нужен оборотный капитал для выкупа всего оборудования у поставщика. Новое постановление о субсидиях лизингодателям от 3 мая 2017 года позволяет лизинговой компании сделать скидку покупателю (лизингополучателю) до 10% с этого авансового платежа, и она планируется к возмещению государством. Субсидия не может быть больше размера скидки.
  3. В государственном постановлении появилось достаточно неопределённое понятие «скидка». В условиях российской рыночной экономики с её национальным колоритом его «ухватить» довольно трудно, даже не вспоминая примитивные махинации с акциями и скидками в супермаркетах. Как будет вычислять свои доходы успешная лизинговая компания? В точном ли соответствии с предоставленной субсидией? Обычно расплывчатое понятие скидки, неуловимое, как траектория (облако) нахождения электрона в физике, не употребляют ни в договорах, ни в счетах для заказчика, так как оно всегда не совсем официальное. Теперь мы видим его в «железобетонном» официальном правительственном документе.
  4. Получается, что государственная помощь позволяет лизинговой компании сделать заказчику скидку до 10% со стоимости каждой спецмашины, это в среднем 800-900 тысяч рублей с единицы техники. Можно заметить, что эта сумма почти равна утилизационному сбору, введённому раньше. То есть смысл таков: если строительная компания или другой заказчик, нуждающийся в спецтехнике, приобретает официально именно новые машины через солидную лизинговую компанию, то утилизационный сбор государство берёт на себя. Это попытка исправить то, что было сделано годом ранее.
  5. Программа рассчитана на то, чтобы помочь отечественным производителям реализовать примерно 5800 новых спецмашин.
  6. Постановление №518 от 03 мая 2017 года разрешает лизинговым компаниям получить субсидию следующего максимального размера применительно к конкретным спецмашинам:
  • гусеничные краны, гусеничные трактора и бульдозеры массой до 40 тонн, одноковшовые гусеничные экскаваторы – 1 миллион рублей;
  • трубоукладчики, грейдеры, фронтальные одноковшовые погрузчики, автокраны – 800 тысяч рублей;
  • автопогрузчики, электропогрузчики, прицепы и полуприцепы свыше 10 тонн – 200 тысяч рублей;
  • валочные машины для лесного хозяйства, гусеничные бульдозеры больше 40 тонн – 2 миллиона рублей;
  • погрузчики лесоматериалов, трамбовочные и дорожные катки, экскаваторы-погрузчики, снегоочистители – 400 тысяч рублей.

Какие напрашиваются выводы

Почему буксует производство

Какие можно сделать выводы и предположения о возможных последствиях такого  постановления?

1. Возникает вопрос, почему помощь предлагается именно лизинговым компаниям, и не самым мелким?

Казалось бы, субсидии нужны самим заказчикам, приобретающим спецтехнику, на развитие их деятельности, например, в строительстве или деревообработке. Им предлагают просто сделать скидку с покупки в лизинг на большую сумму, а вступить в лизинговые отношения и взять на себя такие долгосрочные обязательства может далеко не каждая компания. Можно вспомнить, что в условиях кризиса многие виды бизнеса вообще зарегистрированы как ИП (индивидуальный предприниматель), да и с отчётностью может быть не всё чисто. Не всегда можно поставить в вину этим конторам, что они выживали, как умели, но они работали и предоставляли людям рабочие места, а это в наше время большой дефицит. В этих условиях помощь только крупным лизинговым компаниям похожа на пресловутый лозунг Остапа Бендера «Поможем детям Германии».

2. Чтобы лизинговая компания могла получить свою субсидию, нужно предоставить в государственные органы большой комплект документов, подтверждающих различные условия договора с целью зафиксировать вот ту самую «неуловимую» скидку для клиента. При обнаружении нарушений лизингодателя в субсидии может быть отказано, субсидия должна быть возвращена. Всё это время, пока лизингодатель оформляет и подаёт надлежащие документы, получает отказы, делает корректировки, поставщик спецтехники терпеливо ждёт заключения сделки и должен удерживать на одном уровне свои цены, а время идёт. Не лучше ли было предоставить субсидию сразу покупателю? Привязывать субсидию к скидке – сложный путь расчётов (в Постановлении даже есть расчёты эффективности субсидии!), а время – самый дорогой в рыночной экономике ресурс.

3. Если в сделке больше двух сторон (а в лизинговой – уже три), схема ценообразования для конечного потребителя техники, при наличии усложняющих факторов - субсидии, скидки, затягивания сделки ввиду сложностей оформления, возможного сговора разных сторон с целью не упустить дополнительную прибыль, - становится очень хитрой.

Об успешной старухе-процентщице: опытный финансист дорогого стоит

4. Кстати, кто такие лизинговые компании? Лизинговая компания должна иметь деньги для совершения крупных сделок в сфере покупки техники, но наличие ощутимого количества персонала для этого необязательно. Это, в определённом смысле, ростовщики современного рынка техники и технологий. Лизинговая компания может состоять, например, из одного директора и двух девушек для оформления договоров. Оборотный капитал на счёте компании при этом может быть большим. Это чисто финансовый институт, в котором нет ни производства с его закупкой сырья и материалов и рабочими на сдельной оплате труда, ни механиков, ни техники, ни грузчиков, ни складов. Такие структуры далеки и от возникающих производственных проблем при просрочках поставки, выпуске бракованной продукции, необходимости ремонта и сервиса. В этом плане им жить значительно легче, чем производственникам и строителям. Получается, что государство помогает не тем, кому сложно и кто содержит большое количество людей, а немногочисленным и небедным финансовым институтам. За субсидию от государства они, конечно, будут благодарны. Скидку, которую пришлось сделать, чтобы получить субсидию, «возьмут» на своём сложном проценте, на условиях, при которых техника не перейдёт в собственность покупателя и останется для продажи по остаточной стоимости. Схем существует много. Опытный финансист дорогого стоит.

5. Такие меры помощи от государства направлены на то, чтобы помочь крупным производителям отечественной спецтехники сбыть свою продукцию с помощью лизинговых компаний, так как по их возможностям сбыта ударила не только низкая покупательная способность клиентов в кризисное время, но и утилизационный сбор, которое само же Правительство и вводило. С одной стороны, это, казалось бы, хорошо, но с другой – напоминает пресловутый совет богатого брата бедному крестьянину: «Если тебе кажется, что твой дом мал, заведи всю скотину в хату, а через некоторое время её выведи». Средние и мелкие представители бизнеса такой помощью не воспользуются и не свяжутся в наше непростое время с лизингом. Уменьшение авансового платежа на 10% многого им не даёт. Так что остаётся открытым вопрос, сколько заказчиков найдут отечественные заводы-производители спецтехники по такой схеме финансирования.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»: кто ясно мыслит, тот ясно излагает

Что можно сказать в заключение:

Как мы видим к чему ведет нас утилизационный сбор и новое постановление

Хорошо, что производятся какие-то попытки исправить ситуацию после удара по рынку спецтехники постановления об утилизационном сборе, введённом год назад. Однако стоит вспомнить, что в рыночной экономике год – это очень много, огромный срок. За это время появляются и развиваются одни организации и виды бизнеса и погибают другие. Утилизационный сбор уже убил часть рынка тракторов и деревообрабатывающей промышленности в некоторых регионах России, рынок импортной спецтехники б/у, ударил по крупным отечественным производителям прицепов, кранов, автогрейдеров, тракторов так, что они вынуждены были к тому же государству обращаться за помощью. Многие мелкие строители отказались от своего бизнеса. Закрывающиеся организации – это безработные люди, и их много. Этот год, наверное, стоил дорого.

При этом нельзя не отметить, что сам смысл и наименование постановления о субсидиях лизинговым компаниям немного напоминает название диссертации соискателя научной степени, который долго мучился со своей темой и не знал, куда идти защищаться со своей работой, потому что его давно бросил научный руководитель. По факту, оно помогает тем, у кого и так много денег – и должно быть их много – раз уж они занимаются «ростовщическим» бизнесом, хотя бы и в век высоких технологий.

Если Вы тоже заинтересовались Постановлением Правительства РФ №518 от 03 мая 2017 года, хотите его проанализировать и обсудить с нами, поспорить с нашей точкой зрения, мы ждём Ваши отзывы и мнения.

Спецпредложение

Специальное предложение

Мы купим у вас
Товары со скидкой
Гидронасос 313.112.5004
80 600 руб.
от 64 000 ₽.
Гидронасос 310.12.00.03
19 500 руб.
от 16 800 ₽.
Агрегат траншейный АТМ.00.00.000-03
1 600 000 руб.
от 1 480 000 ₽.
Гидронасос 310.12.05.00
19 500 руб.
от 16 800 ₽.
Блок 1044.50.00.43
3 400 руб.
от 2 200 ₽.
Посмотреть все акции
Добро пожаловать!

Официальный сайт компании Машсервис.
Кликните продолжить.