О возможном повышении утилизационного сбора с 2018 года: доколе?.. «Страшно далеки они от народа»

25.09.2017
О возможном повышении утилизационного сбора с 2018 года: доколе?.. «Страшно далеки они от народа»

Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится

(М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)

Как помнят наши читатели, которые, как нам верится, активно интересуются проблемами рынка спецтехники вместе с нами, мы неоднократно и прямо, и косвенно поднимали проблему утилизационного сбора 2016 года. Мы много говорили о том, что пресловутый утилизационный сбор, поднимающий цену каждого нового бульдозера или автогрейдера более чем на 1 миллион рублей (который заказчик машины, по его справедливому мнению, просто «выбрасывает на ветер» при покупке техники), имеет крайне неконкретное целевое назначение и использование.

Можно ли эффективно «отложить» утильсбор для его использования?

Миллион рублей – это почти квартира в Санкт-Петербурге. Это деньги, которых за всю жизнь не держал в руках среднестатистический россиянин. Могут ли они храниться до тех пор, пока необходимо будет утилизировать чью-то старую спецмашину? Правильный ответ – нет. Деньги в России не хранятся вообще нигде – ни в банках, ни под подушкой - сразу же тают, как мороженое на пляже в жаркий день. Деньги, которые не работают в умелых руках финансистов, моментально теряют свою покупательную способность. Будут ли они сразу расходоваться на исправление экологической ситуации, которая портится за счёт того, что вышеуказанный автогрейдер «чихает двигателем»? Вряд ли, у нас больше любят рубить деревья, чем сажать, и к тому же обожают расширять дороги, снося лес и портя экологию. Мало того, хозяин автогрейдера, понимая, что новой машины ему, возможно, уже никогда не купить (ведь и заказов немного, и ситуация с ними неопределённая), будет беречь его и латать, сколько можно, делая всё для того, чтобы они – хозяин и старый конь – умерли одновременно. Кстати, старая ломаная машина «чихает двигателем» куда вреднее.

Слышит ли Правительство обращения, что утильсбор опасен для существования многих предприятий?

К Правительству Российской Федерации обращались с 2016 года многие организации, пострадавшие от утилизационного сбора. Много писали о том, что следует пересмотреть его и доработать, что у многих заводов перестали покупать их продукцию (например, прицепы), что в стране осталось всего 3-4 завода, которые производят тяжёлые гусеничные бульдозеры, и при ценах по 5-6 миллионов рублей за машину плюс утиль им грозит гибель. Сказать, что Правительство абсолютно не слышит этих обращений, нельзя.

Были и обещания по поводу доработок постановления об «утиле» (неконкретные), и даже вышло странное постановление №518 от 03 мая 2017 года о… субсидиях государства крупным и неплохо живущим финансовым институтам - лизинговым компаниям, которые могут сделать скидку до 10% клиентам, покупающим в лизинг новую спецтехнику, и эта скидка будет им компенсирована.

В данном постановлении не под силу разобраться людям без фундаментального образования в области экономики и финансов, и оно опять же «страшно далеко от народа». Помощь «ростовщикам», которые помогают заказчикам взять в лизинг новую спецтехнику с утилизационным сбором, можно сравнить с типовой ситуацией, когда по хорошей путёвке в санаторий от предприятия отправляют руководителя финансового отдела вместо работяги-ударника, который целую смену стоит у станка на ногах. По философскому смыслу этого постановления, у нас отдыхать будет тот, кто несильно устал, к тому же имеет возможность хорошо отдохнуть и за свой счёт.

Ставка утилизационного сбора, как назло, будет повышаться…

Как же развивается эта ситуация? С точки зрения обычного поставщика и заказчика рынка российской спецтехники, она становится угрожающей. В Сети появляется информация, что, вместо помощи и исправления ошибок (которые, как известно, бывают у всех, кто что-то делает), нам откровенно делают назло и ещё хуже. Утилизационный сбор собираются… повышать!! Уже появились статьи о том, что Правительство рассматривает законопроект повышения с января 2018 года утильсбора на 15% на колёсную и самоходную спецтехнику, ввозимую и производимую в России.

Вместо помощи и исправления ошибок - утилизационный сбор на спецтехнику собираются повышать

Расчёт прост – по подсчётам финансистов, близких к правительственным кругам, это принесёт дополнительно в бюджет 28 млрд рублей. Планируется, что с 2018 г по 2020 г ежегодно программа утилизационного сбора со спецтехники и легковых автомобилей приносит в казну от 223 до 267 млрд рублей, при этом эта цифра будет постоянно расти. Расходов у нашего государства много – от необходимости регулярно платить старикам пенсии, а население у нас в большинстве своём пожилое, до помощи Сирии, которую без нас действительно вдрызг разнесут враги и двинутся дальше. Наши цели благородны, но это же не повод грабить своих до бесконечности. Опять же – у кого-то благородны, у кого-то – нет. На свете были революционные деятели, которые хотели «счастья для всех, даром, и чтобы никто не ушёл обиженным», как сказано в знаменитом произведении братьев Стругацких. А что при этом делали исполнители при тех великих лидерах, которые побеждали?

Чего хотели разработчики постановления об очередном повышении утильсбора и о чём они забыли

Что учтено в этих замечательных расчётах? (Как говаривал булгаковский Шариков, «напрасно вы его «прелестным» ругаете»…)

  1. Источник дополнительного финансирования для государства.
  2. Возможность помочь своему рынку автомобилестроения, так как иномарки у нас не будут ни ввозиться, ни выпускаться.

Давно пора, казалось бы, поменять психологию жителей этой страны, которые привыкли ездить на импортных машинах и ругать свой автопром, сочиняя про него анекдоты. В 1990-е и 2000-е годы их к этому приучили, пора и отучать.

При этом в сети Интернет уже проходит информация, что такие мероприятия проводятся в целях лоббирования интересов «КамАЗа» и прочих автомобильных концернов.

Что же не учтено?

  • То, что у нас по удивительному стечению обстоятельств машиностроение на высшем уровне путают с автомобилестроением. Говорят о поддержке машиностроителей и… показывают легковые машины. Наверное, все крупные деятели успешной индустриализации в Советском Союзе при этом ворочаются в гробу. При этом для тяжёлого машиностроения, станкостроения не делается практически ничего. Большинству же рядовых граждан, наверное, всё равно, на какой машине ездить на работу – и можно даже пешком – если его на этой работе их будут ждать и платить зарплату. А вот этого самого предприятия может уже и не быть.
  • У нас продолжается, на фоне справедливой обиды на большинство «заграничных друзей», жёсткая борьба с импортом – как еды, так и спецтехники, и станков, и автомобилей. Еду и лёгкую промышленность от станков, наверное, стоит отличать.

По идее, нам нужна хорошая красивая новая импортная техника и спецтехника, как можно больше. Потому что, когда парк на 90% износился, чтобы произвести что-то своё, нужно любое хорошее оборудование, пусть и чужое, только новое. Быстро развивающиеся экономики Индии и Китая открывают двери для любых машин и технологий, без всяких пошлин.

Пусть по какой-то причине мы не в состоянии сейчас приобретать импортные станки и спецтехнику и вынуждены сами производить то, что можем (хотя у многих производителей уже 15-20 лет назад «отбиты руки»), но гордиться этим не стоит. Гордиться программой импортозамещения – всё равно, что признавать, как нас обманули и ограбили в 1990-е годы, как всю страну «развели», как говорят на своём сленге «братки».

  • То, что при повышении утилизационного сбора, который теоретически призван быстрее заменять старую технику новой, в России не будут покупать.

У нашего человека веками выработано маргинальное мышление в отношении того, что ему недоступно. Он обойдётся без этого – так, как сможет. Будет всё больше и больше машин с грохочущими двигателями, замотанными скотчем цилиндрами, мятыми корпусами и самодельными запчастями. Владельцы – особенно в центре России и в удалённых регионах – беречь их будут до последнего. У кого-то техника будет 40-50 лет и в очень хорошем состоянии, потому что этот человек – большой умелец. Однако государство денег от него не увидит. Это он тоже умеет. Развитию рынка это, конечно, не способствует. Отечественным производителям придётся очень туго.

  • Очередное постановление о повышении утильсбора, которое сейчас находится на доработке и рассматриваться будет в конце сентября 2017 г., – ненасытное желание пополнить бюджет – наверное, далеко не последнее в череде законопроектов, которые будут лихорадочно исправлять друг друга. Это произойдёт, когда станет видно, что отечественных крупных производителей спецтехники у нас почти не осталось, а ещё живые громко вопиют о помощи.
  • Российский человек привык выживать. Привык к барину, который не знает удержу, - если сегодня он всё время его порет для развлечения, то завтра может начать рвать хорошие зубы и вставлять себе, чему есть примеры в российской истории.
В ХХI веке нам якобы построили рыночную экономику, как на Западе, но не ввели в неё никаких элементов регулирования «дикой и жадной силы рынка», которая стремится заменить городские парки на стройплощадки, музеи на колбасные цеха, - на то, что приносит больше денег. У нас нет ни профсоюзов, чтобы защитить работника от «рыночного» работодателя, который хочет получить задёшево и сразу готовых хороших специалистов и никого не обучать, ни законодательной базы для развития и защиты промышленности.

Российский человек хорошо обучается. За последние два десятилетия он выучился говорить с «дикой рыночной экономикой» на её языке. Крупные производства, где работают несколько тысяч человек, погибнут, а мелкие «теневики», которые не платят налогов, останутся. Они станут потихоньку собирать по 10 бульдозеров в год, а может, и меньше, так как у них будут проблемы с запчастями – китайские запчасти стоят дорого и приходят  медленно, а у самого «ЧТЗ» что-то получить будет трудно. С этих производителей государство, конечно, не получит своих запланированных денег.

Как пример, можно привести возможное введение сухого закона в России. Пьяны будут по-прежнему все, кто обычно пил, только будет очень много отравлений.

  • Нехорошо, когда люди в блогах пишут, читая про очередное повышение стоимости транспорта или утилизационного сбора, что они «любят страну, но ненавидят государство», что «внешняя политика у нас есть, а внутренней нет».

Немного статистики об отношении к нам в нашей экономике

В сети Интернет можно найти данные, кто из посетителей сайтов про спецтехнику как понимает назначение государственного утилизационного сбора. Людей, которые понимают, куда уходят эти деньги, - всего 2-3%. Тех, кто ответил «нет», - 45%. Отметили, что это «за пределами здравого смысла», 52%. Хотя дураков, как известно, в природе не бывает. Всё, что делается, делается намеренно и с чьим-то конкретным расчётом.

Вы понимаете куда уходят деньги от утилизационного сбора?
Да   61 (2%)
Нет   1148 (45%)
Боюсь, что это за пределами здравого смысла   1341 (52%)
 

Какие ещё примеры мы можем отметить в нашей экономике, похожие на ситуацию с неожиданным повышением утилизационного сбора, когда люди со всеми аргументами в руках просят своё правительство об обратном?

1) Попытки повысить пенсионный возраст, в условиях того, что в нашей стране к 55-60 годам полностью изношены и мужчины, и женщины, а также трудно получить качественную медицинскую помощь.

2) Распространившаяся практика работодателей не повышать (индексировать), а понижать зарплату в условиях кризиса последних лет.

Казалось бы, если человек хорошо работает, нареканий не получает, а имеет, наоборот, большой опыт, то зарплата для него, как время, в обратную сторону идти не может.

Однако, если в 2008 году хороший инженер или менеджер с опытом работы и знанием иностранных языков стоил 60-100 тысяч рублей в столичных городах (в зависимости от фирмы, где работал), то в 2015-2016 году он мог найти место в среднем только за 30-40 тысяч рублей. Мог и остаться не у дел, оказаться перед выбором совсем другой специальности, - нет рынка импорта, не продашь и свои иностранные языки. В удалённых от центра городах он работал бы максимум за 18-20 тысяч, и красный диплом бы не помог. К тому же он постоянно находится под риском развала фирмы, на которую трудится, - стабильности нет нигде.

3) Постоянный рост цен на продукты при падении уровня зарплат и стабильности существования предприятий, при высоком уровне безработицы. Ситуация эта спровоцирована слабым состоянием отечественной промышленности, особенно в сфере машиностроения. При этом качество продуктов питания постоянно падает.

4) Система экзаменов ЕГЭ для школьников, против которой борется большинство просвещенных людей и педагогов, но она существует и исчезать не собирается.

5) Некоторые нефтяные магнаты уже за дело отсидели в тюрьме, но дело их живёт. У нас по-прежнему дорогой бензин, хотя для России это очень смешно, и цена на него будет расти.

Что можно сказать по этому поводу, кроме повторения известной фразы великого экономиста, который был уж совсем не чета экономистам современным: «Страшно далеки они от народа»… При этом бессмертна во всех слоях управленцев в России, даже небольшого уровня, психология, что наши люди ужмутся, вывернутся, всё перетерпят, очень долго могут терпеть.

Выводы

Ни дня без повышенийЧто уж повторять очередной раз, что мы живём в очень непростое время, в условиях того, чего человек боится больше всего – постоянной неопределённости. За неудачными законопроектами однозначно должны последовать другие, тоже неудачные, а затем, надеемся, и те, что будут получше. За тем, что мы сейчас обсуждали, конечно, стоит не точка, а запятая, и нас ещё долго и много будут удивлять те, кто пытается, к примеру, управлять отраслью машиностроения, её плохо представляя, не будучи никогда ни на одном заводе, не зная, чем и как он живёт.

Как реальные практики своего рынка, мы не можем ограничиваться только теоретическими рассуждениями. Своих заказчиков и партнёров мы призываем к гибкости, желаем им новых решений и хорошего антикризисного менеджмента, - точнее, желаем выживаемости в нашей экономике.

Если оглянуться – и сейчас уже, как результат предыдущей деятельности Правительства:

 
  • мало покупают машин, а приобретают в основном запчасти;
  • умер рынок импортной техники, которая была очень полезна, потому что это машины – хорошие новые машины;
  • есть большой спрос на ремонт, чтобы как можно дольше продлить срок службы старой спецтехники;
  • вместо крупных оригинальных производителей гусеничные бульдозеры и тракторы покупают у мелких «сборщиков», которые стараются, но большие объёмы обеспечить никогда не смогут. У них нет конструкторских отделов и конвейеров и не может быть новых моделей. Мы сами их рекламируем, потому что они дешевле, - мы хотим выжить и того же желаем для наших клиентов. А вот у крупных заводов заказов не будет.
Условия, в которых вынужден действовать наш машиностроительный бизнес и бизнес по поставкам спецтехники, похожи на ситуацию сложной борьбы квалифицированного работника некой фирмы, который вынужден действовать вразрез с интересами своего же руководства (!).

Он долго учился, знает, как надо, может многое сделать, хочет прилично жить и достойно получать. Однако руководству почему-то не нужен качественный и дееспособный инженер или менеджер – им хочется, чтобы его не было видно и слышно, он получал бы зарплату, как уборщик, а вот вся сложная работа, требующая квалификации, почему-то всё равно должна быть сама по себе сделана, как у Золушки. Попробуйте жить и работать, пытаясь, как в шахматах, «обставить» тех людей, которым вы же и «принадлежите» и которые платят вам деньги, просто чтобы доказать своё право на достойное существование и доказать свои умения. Профессионала почему-то прицельно не замечают – и при этом он очень нужен. У него присутствует большая «воля к жизни», о которой писал философ Шопенгауэр, - ведь он этого достоин, от того и борется, хочет что-то изменить. Кстати, попытка этого ценного специалиста уволиться, прекратить свою работу в компании вызовет жёсткое неприятие, протест, возмущение, - ведь он – универсальная отвёртка для решения всех проблем. Однако нам ведь некуда увольняться из своего бизнеса и своей жизни.

Удачи вам в вашей борьбе, господа… и придумать побольше хитрых шахматных ходов в вашем бизнесе, ведь безвыходных ситуаций, как говорят, не бывает. Хотя то, что к нам так относятся, - это жаль и очень грустно. Политика бесконечного «выдаивания» профессионалов, когда при этом их совершенно не ценят, наверное, происходит от неграмотности. Неграмотность же страшна тем, что: а) агрессивна; б) не знает, к чему приведут её действия.

Мы - практики, и наша задача всё-таки - не философствовать о нерешаемых проблемах, а продолжать работать, хотя мы не можем не видеть особенностей и проблем своего рынка и не реагировать на них. Мы продолжаем действовать и стараемся не допускать пессимистических настроений, ибо, как говорят американцы, "унылая лошадь никогда не выиграет гонку".

Мы по-прежнему предлагаем заказчикам следующую полезную спецтехнику и готовы принять к обработке любой запрос из этой сферы, ответить на любой вопрос клиента:

Добро пожаловать!

Официальный сайт компании Машсервис.
Кликните продолжить.