Тяжело в учении, легко в бою: о тракторах и бульдозерах

23.01.2017
Тяжело в учении, легко в бою: о тракторах и бульдозерах

Родом из Советского Союза

Тракторостроение в Советском Союзе было достойной и весьма развитой отраслью. К примеру, ленинградские сельскохозяйственные тракторы «Кировец» изготавливались на одном из старейших и самых знаменитых заводов - флагманов машиностроения, и во время войны на их базе быстро было налажено производство танков (которые, как и бульдозер, являются гусеничной машиной).

«Кировский завод» утратил былую славу, как и множество других промышленных гигантов России, только в эпоху прихода рыночной экономики и приватизации предприятий в 90-х годах. Всегда был известен своей продукцией производитель колёсных тракторов марки МТЗ – «Минский тракторный завод», и модель МТЗ-82 – до сих пор лидер по популярности на тендерах, проводимых дорожно-строительными компаниями на закупку больших объёмов запчастей.

Челябинский завод специализировался всегда на тракторах и бульдозерах промышленных, выпуская мощные гусеничные тягачи, славившиеся своей проходимостью по болотам, целине и бездорожью, применявшиеся для разработки сложных – скальных, трещиноватых, мёрзлых – грунтов.

Что же творится в этой сфере сейчас? Из положительных моментов можно отметить, что сохранившиеся после становления «дикого рынка» заводы, несмотря на все трудности в течение последних 25-ти лет, модернизировали свои машины, работали над созданием новых моделей – с большей проходимостью, увеличенной производительностью бульдозерного отвала, плавностью регулировки тягового усилия и т.п.

К примеру, очень популярные в России марки трактора Т-130, Т-170 и бульдозера Б-170 имели механическую коробку передач. Одно из основных отличий Б10М от Т-170 (Б-170) сейчас – гидромеханическая трансмиссия, то есть более совершенный узел управления, включающий гидротрансформатор, планетарную 5-рядную коробку, систему клапанов для управления трансмиссией.

Справедливости ради упомянем, что и «Кировский завод» в Петербурге, несмотря на то, что давно остановил конвейер и выпускает теперь мало единиц техники в месяц, также имеет в конструкции трансмиссии своего трактора гидротрансформатор - сложный узел, практически не ремонтируемый вне условий завода-изготовителя. Аналогичные изменения коснулись приводов и современных отечественных автогрейдеров ДЗ-98, и погрузчиков «ЧСДМ» (например, В-140). Все эти факты говорят о том, что тенденция к улучшению, созданию современных моделей спецмашин всё же происходила в нашей стране, и одновременно на многих крупных предприятиях, несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию становления совершенно другого, непривычного для нашей страны строя.

Каков сейчас современный челябинский бульдозер?

Современный бульдозер Б10М - очень серьёзная машина, способная как тянуть груз (навесной инструмент) за собой по пересечённой местности на жёсткой или маятниковой сцепке, так и работать несколькими видами отвалов Т-170, Т-130 и кирковочным устройством, перевозить на себе (при некоторых модификациях гидравлической системы в части насосной станции) буровое оборудование. Здесь отметим отдельно, что шнековое буровое оборудование, которое изготавливает скважины глубиной 12-15 метров и диаметром 150-600 мм, устанавливается именно на гусеничный тягач Б10М не случайно. Для геологической разведки или изготовления скважины «несущая» машина часто должна зайти в такую ещё не разработанную местность, где не пройдёт другая техника.

Модификации бульдозера Б10М привели в настоящее время к тому, что про эту машину можно сказать: «тяжело в учении – легко в бою». Её конструкция как в части гидромеханической трансмиссии, так и управляющей гидравлики, а также бортовых редукторов, фрикционов, муфты сцепления теперь весьма сложна, и неспециалисту в этой области очень трудно в ней разобраться. Часть узлов (например, конструкция бортового редуктора возле ведущего колеса гусеницы) уникальна и не встречается у других похожих машин. Зато специалист-оператор, находясь в современной эргономичной кабине Б10М с широким обзором и защитой ROPS – FOPS (от переворота и падения предметов), может плавно переключать передачи, легко поворачивать и тормозить, имеет тяговое усилие свыше 150 кН, которое автоматически бесступенчато регулируется в зависимости от тягового сопротивления. КПД трансмиссии относительно предыдущих моделей также повышено.

Технические особенности, модификация «болотоход»

Состояние загрязнённости (фильтрации) масла для гидротрансформатора и для смазки ротора турбокомпрессора, воздуха для образования горючей смеси отслеживается электрическими датчиками. В бортовых фрикционах примерно с 2003 года – металлокерамические диски трения с ресурсом до 10 000 моточасов, что примерно равно времени, когда нужно ставить на обслуживание сам дизель. Продумана система пуска дизеля, в том числе в очень холодном климате, - электростартерная либо с помощью дополнительного бензинового карбюраторного двигателя, который страгивает с места маховик коленвала основного дизеля. Есть различные варианты обогрева и кондиционирования кабины. Кабина установлена на виброгасители.

Разработана и такая модификация бульдозера Б10М, как специализированный трактор-болотоход Б10МБ. Такие машины активно используются в лесных хозяйствах регионов России, где порой можно проехать с многотонным грузом только по зимнику (например, Сыктывкарская область). На гусеницы для работы на болотах надеваются специальные болотные цепи, которые сцепляются с основными башмаками. При разработке этой модели были внесены серьёзные изменения в конструкторскую документацию на Т10М с целью повышения проходимости машины на слабых грунтах, понижения удельного давления на грунт.

Уральский дизель – это звучит гордо

Гордостью завода был и остаётся многотопливный 4-тактный дизельный двигатель, устанавливаемый на трактора Т10М и бульдозеры Б10М (в настоящее время – только Д-180), который сам по себе является сложной самостоятельной системой и машиной весом 2 тонны. Помимо десятилетиями отработанной мощной конструкции коленвала и его маховика, распредвала, самих цилиндров и их шатунов, дизель включает несколько систем – газораспределения, смазки, охлаждения, подачи топлива (топливный и топливоподкачивающий насосы). В части подачи воздуха в дизель для получения горючей смеси, поджигаемой в камерах сгорания (цилиндрах), с годами также производятся улучшения. Современные машины уже имеют турбокомпрессор - либо отечественный (ТКР 8,5С или К27), либо даже немецкий Deutz. Система подачи воздуха снабжена качественной двухступенчатой системой очистки (мультициклон, система фильтров).

Что делается сейчас на этом рынке

Завод не останавливается на достигнутом и продолжает работать над ещё более совершенными моделями.

При этом не стоит говорить только о техническом прогрессе и улучшениях, стоит учитывать и реальную ситуацию на российском рынке. Она состоит в том, что уже не первый десяток лет далеко не каждая компания, как занятая отгрузкой сахара в больших объёмах, так и строительная (если не брать столичные города), может позволить себе покупку новой спецтехники. В последние «кризисные» годы запчасти значительно популярнее самих машин, к тому же в 2016-м году по возможности покупки компаниями новых или б/у тракторов и бульдозеров чувствительно ударил утилизационный сбор.

Кто-то из заказчиков старается накопить на бульдозер Shantui (Китай), который значительно дешевле продукции, а дилеры этого производителя в России намекают в общении с клиентом, что дела у челябинского завода-гиганта идут не очень хорошо. Кто-то уже не один десяток лет работает на старой машине модели Т-170 или Б-170 с механической коробкой и восстановленным дизелем, покупает запчасти, и эта надёжная машина во многом его выручает. На рынке встречаются заказчики, которые до сих пор пытаются выбрать между ремонтом уже значительно повреждённой машины 1991 года выпуска (стоимость ремонта примерно 800 тысяч рублей) и покупкой нового бульдозера. Если регулярно анализировать тендеры на запчасти к спецтехнике на российском рынке, которые часто объявляют крупные компании-нефтяники или добытчики полезных ископаемых, тракторы и бульдозеры Т-170, Б10М, Б-170 попадутся десятки и сотни раз, спрос на эти запчасти велик.

Об отличиях модификаций Т-170, Б10М, Т10М

В заключение приведём разъяснения по поводу некоторых моделей в самых общих чертах, а именно отличия Б10М ОТ Т-170:

  1. Трактор Т-170 (более не выпускается, существует на рынке в виде б/у): механическая 4-вальная коробка передач, шестерни постоянного зацепления, 8 скоростей при движении вперёд, 4 скорости реверса. Коробка бывает приспособлена (не приспособлена) для подсоединения вала отбора мощности -  например, для установки бурового оборудования. Стандартная комплектация – 5-катковые гусеничные тележки. Дизельный двигатель – Д-160 (теперь не выпускается) либо Д-180. Мощность двигателя – 125 кВт (170 л.с., что и отображено в названии модели). При использовании двигателя Д-180 значительно увеличивался (на 25%) крутящий момент трактора, и его технические характеристики приближались к характеристикам следующей модели – Т10М.
  2. Трактор Т10М: выпускается с июля 2003 года, механическая или гидромеханическая трансмиссия (ГТР, 3-ступенчатая планетарная коробка передач, управляющая гидравлика). Бесступенчатая регулировка тягового усилия в зависимости от тягового сопротивления, за счёт гидравлики. Дизель Д-180, эксплуатационная мощность до 132 кВт (180 л.с.). Усовершенствованная конструкция бортовых фрикционов с металлокерамическими дисками.
  3. Бульдозер Б10М: трактор Т10М с бульдозерным или рыхлительным оборудованием. Гидравлическая машина с ГМТ. В конструкции применены длинноходовые цилиндры, в т.ч. с целью установки на переднюю часть машины бульдозерного оборудования, за счёт чего снижено давление в гидравлической системе, повышен ресурс узлов. Точки крепления гидроцилиндров вынесены вперёд для максимального использования массы машины при бульдозировании. Улучшена и сделана более доступной для обслуживания компоновка моторного отсека. Применяются различные виды отвалов и кирковщиков для разных грунтов.

Как на старые, так и новые модификации бульдозеров (Т-170, Б10М) устанавливаются в качестве навесного оборудования:

  • сваебои, трубоукладчики, кабелеукладчики;
  • различные виды отвалов (прямые, полусферические, с гидрораскосом);
  • корчеватели и рыхлители;
  • тяговые сцепки и т.п.
Компания «Машсервис» продаёт как новые бульдозеры Б10М с завода с гарантией, так как мы – давний проверенный дилер, так и восстанавливает на своей ремонтной базе более старые машины, например, Б-170. Для всех этих моделей у нас много запчастей на складе – в первую очередь, для гусеничного хода (опорные катки, траки, ведущие колёса, ленивцы, детали бортовых редукторов), а также и для дизельного двигателя. Заказчики спрашивают о них постоянно, и мы к этому готовы.
Добро пожаловать!

Официальный сайт компании Машсервис.
Кликните продолжить.