Обзор рынка тракторов и бульдозеров в 2017 году
Как мы неоднократно писали ранее, одна из наших целей работы над блогом, который мы постоянно пополняем и развиваем, - не рекламная, а, в том числе, и просветительская. Мы накапливаем в нём актуальную информацию об отечественной спецтехнике и свежие новости о ней – обо всём, что может заинтересовать наших заказчиков.
В этой статье мы поговорим, наверное, о самой популярной российской спецмашине – промышленном гусеничном тракторе, на базе которого, как известно, может быть собран бульдозер с различными видами отвалов и кирковщиков, трубоукладчик, буровое оборудование или грунторез (он же – траншеекопатель). Для большинства наших людей при слове «спецтехника» в голове всплывает, в первую очередь, либо военная машина типа бронетранспортёра, либо, конечно же, тяжёлый трактор. В военное время в ХХ веке заводы-изготовители гусеничных тракторов быстро превратили свои типовые конструкции в танки. Многие общие конструктивные элементы, объединяющие гражданскую промышленную машину с военной техникой, сохранились и до сих пор.
Мы приведём здесь также краткий обзор цен 2017 года на трактора на российском рынке – как наших привычных поставщиков, многолетних партнёров, так и конкурентов. Отношение к публикации цен различных производителей и их дилеров бывает различным, но наша задача, как уже упоминалось в предыдущих статьях, - увеличивать количество «грамотных» клиентов, делиться опытом и строить свой рынок наряду с другими его участниками. Информация – самое дорогое в рыночной экономике, и мы работаем над созданием своей среды, в которой сможем обсуждать самые различные вопросы с потенциальными и старыми, уже привыкшими к нам заказчиками. Всесторонняя грамотность и открытость, по нашему мнению, помогает принимать правильные решения, а чем меньше ошибок в сфере промышленного рынка, тем, конечно же, лучше всем его участникам.
Кто сейчас на рынке: уважение и почёт тем, кто до сих пор производит трактора в России
Какие же отечественные производители гусеничных тракторов и бульдозеров и устанавливаемого на них дополнительного оборудования работают сейчас в России? Что можно сказать об их деятельности и популярности?
В первую очередь, мы должны выразить своё глубочайшее уважение всем нынешним производителям тяжёлой техники в России. Их хлеб достается им очень тяжело, и груз своей ответственности за продукцию тяжёлого машиностроения они несут с честью.
Не секрет, да и не стоит замалчивать, что за последние 25-27 лет, начиная с экономических реформ Е. Гайдара, государство практически никак не помогало отечественным машиностроителям, и некогда прекрасно развитые заводы массово гибли, как мухи. Недавно появившийся новый курс на импортозамещение, конечно, есть во многом благая идея, но она теперь призывает подниматься из руин производителей, у которых уже «отбиты руки».
Нельзя не восхищаться в наше непредсказуемое время теми, кто всё же выпускает не сантехнику и стеллажи для супермаркетов, не металлические двери и профлист для кровель, а гусеничные машины или станки. Эти компании выжили за счёт талантливых и волевых директоров либо смогли объединиться, скооперироваться, не утратить старые квалифицированные кадры, придумали, как достать деньги на развитие, рассчитать своё будущее.
Основные сохранившиеся и успешно работающие крупные заводы по выпуску гусеничных тракторов и бульдозеров остались в настоящее время на нашем Урале, в том числе в Челябинске – так называемой теперь «промышленной столице России», а также в Чебоксарах. Можно назвать такие марки тракторов, как «ЧТЗ» (Челябинск), «ДСТ-Урал», «Четра» (Чебоксары). Что касается колёсных сельскохозяйственных машин, работают и стараются добывать свой нелёгкий хлеб «Кировский завод» в Санкт-Петербурге, получивший «тяжёлые повреждения» с 1990-х годов, а также «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону. В России популярны и белорусские колёсные тракторы МТЗ и множество техники на их базе.
Небольшое – очень небольшое, по сравнению с прежним уровнем развития машиностроения в Советском Союзе! – количество крупных производителей не успевает за потребностями заказчиков тракторов, бульдозеров, трубоукладчиков, баров по всей стране, а также держит достаточно высокий уровень цен для того, чтобы содержать ощутимое количество персонала. При Советском Союзе на каждом таком предприятии безостановочно работали конвейеры, существовало понятие больших запасов готовой продукции на складе и «товаров в пути». Именно такие темпы и организация работы позволяют, по экономическим законам, хорошо жить предприятиям-гигантам. В настоящее время ведётся выпуск машин под заказ, на складах готовых тракторов и бульдозеров практически нет. Крупные машиностроительные предприятия действуют и двигаются осторожно, берегут деньги – и, в результате, по закону подлости, их теряют. Оригинальный трактор «ЧТЗ» или «Четра» (новый) в самой обычной комплектации нельзя встретить меньше, чем за 5-6 миллионов рублей, к тому же заказчик обязан уплатить больше миллиона рублей утилизационного сбора, согласно постановлению Правительства РФ от 2016 года. Далеко не каждый покупатель (например, строительная фирма) может позволить себе такую машину, ведь и он тоже в нашей экономике – как по цепочке – не знает, будут ли у него заказы, и, зорко вглядываясь в своё будущее, немного побаивается его, хотя и готов бороться.
О лицензионных сборщиках тракторов: малые обороты и меньшие цены
В связи с этой тенденцией возникло много лицензионных сборщиков тех же тракторов «ЧТЗ» и «Четра», которые могут выпускать десяток машин в год и иметь совсем неизвестное название, но делать свою продукцию неплохо и предлагать её на 1,5-2 миллиона дешевле. К примеру, наша компания «Машсервис», традиционно работая уже много лет с заводом «ЧТЗ-Уралтрак», в последние годы предлагает и машины Т10М, Б10М и различные модификации на его основе (например бульдозер Б10М.0111-1Е) лицензионной сборки от некрупных производителей, на продукцию которых мы не боимся брать на себя гарантию. На своём сайте мы регулярно размещаем предложения машин, аналогичных привычной продукции «ЧТЗ», гораздо дешевле 5-6 миллионов рублей и в самой разной комплектации.
Географически лицензионные производители часто располагаются в тех же регионах, где, к примеру, и знаменитые заводы «ЧТЗ» (Челябинск), «Промтрактор» и «ЧАЗ» (Чебоксары), пользуются с ними общими комплектующими – элементами гусеничного хода, а также дизельными двигателями.
Часто встречающиеся дизели для тракторов – ЯМЗ, «ЧТЗ-Уралтрак». Если небольшая компания, занятая лицензионной сборкой гусеничных тракторов и бульдозеров, может, к примеру, использовать всегда только механическую коробку передач, так как современная гидромеханическая трансмиссия ей не под силу, то от закупки и установки оригинального качественного дизеля ей не деться никуда – он должен присутствовать в конструкции. Дизельный двигатель, например, Д-180 «ЧТЗ – Уралтрак», сам по себе представляет многосистемную сложную машину массом порядка 2-х тонн, которая может стоить 700-800 тысяч рублей.
Каков современный российский трактор?
Каков же современный гусеничный промышленный трактор «ЧТЗ» или «Четра»? Можно отметить, что в условиях конкурентной борьбы и анализа конструкций друг друга разными производителями все современные машины приобретают общие черты. «Уважающий себя» современный гусеничный российский трактор имеет:
- гидромеханическую трансмиссию для плавной регулировки тяги либо качественную 4-вальную коробку передач;
- систему защиты кабины ROPS – FOPS от переворота и падения предметов;
- обязательный набор навесного оборудования для рыхления и бульдозирования (отвалы полусферический, прямой или сферический на длинноходовых цилиндрах, кирковщик однозубый или 3-зубый), которое управляется, как правило, от гидравлики;
- прицепные устройства ЖПУ, МПУ и прочее дополнительное оборудование, например, гидравлическую лебёдку (гидравлические лебёдки ЛТ-16, ЛТ-25, рассчитанные на 16-25 тонн груза, часто поставляются для оснащения тракторов «ЧТЗ»);
- современную кабину управления, в которую можно установить, помимо управляющих джойстиков, приборов, качественного отопителя или кондиционера как удобное регулируемое сидение типа Pilot, так и систему «Глонасс»;
- современные гусеницы шириной от 500 мм на 5-, 6-, 7-катковых тележках;
- большую площадь остекления кабины со стеклопакетами, в том числе с очень хорошим задним обзором для наблюдения за работой маятникового или жёсткого прицепного устройства, поведением перетаскиваемого груза и инструмента (например, на современных моделях бульдозеров Б10М «ЧТЗ», которые мы регулярно предлагаем, такая кабина имеет 6-гранный эргономичный дизайн).
Более старые модели, которые не имеют большинства вышеуказанных элементов комплектации, конкурируют с новыми машинами на современном рынке только по цене, но это также весьма важно на фоне попыток многих предприятий-заказчиков «ожить» после кризиса. Старые восстановленные трактора Т-130, Т-170 «ЧТЗ» всё ещё активно продаются, на большие объёмы комплектующих к ним проводится много тендеров.
Цены разных производителей в 2017 году
Сравним уровень цен на современные уральские трактора двух разных изготовителей:
Производитель |
«ЧТЗ», Челябинск* |
«ДСТ-Урал»* |
Трактор или бульдозер в базовой комплектации (ГМТ или МТ, гусеницы 500 мм, 5- или 7-опорная тележка, прямой или полусферический отвал с гидроперекосом, ЖПУ, возможно – болотоход с гусеницами 900 мм, масса 15-20 тонн) |
5,8-5,9 млн руб |
5,6-5,8 млн руб |
Машина с дополнительным оборудованием – например, базовый болотоход и трубоукладчик 12-20 тонн |
8,6-9,5 млн руб |
8,9 – 9,1 млн руб |
*Порядок цен приведён без учёта утилизационного сбора 2016 года.
Естественно, кардинально влияет на цену увеличение тягового класса машины. Например:
- трактора Т-9 и Т-11 «Четра» (ОАО «Промтрактор», Чебоксары) 9-го и 11-го тягового класса, эксплуатационной массой 18-20 тонн, в зависимости от мощности двигателя, стоят 8-9 миллионов и 11-12 миллионов рублей, соответственно;
- модели Т-15 и Т-20 «Четра» с эксплуатационной массой 28 и 36 тонн можно приобрести уже только за 16-17 и 21-26 миллионов, в зависимости от комплектации, соответственно;
- тракторы «ЧТЗ» тягового класса 25 тонн стоят порядка 24 миллионов рублей.
Значительно увеличивает цены отечественных производителей и применение импортных комплектующих: в условиях высоких курсов евро и доллара очень больших денег стоят и становятся «золотыми» даже китайские узлы, не говоря о европейских. Тем не менее, во всех конструкциях современных отечественных спецмашин прослеживается тенденция попробовать применить узлы (гидромеханическую трансмиссию, редукторы, однозначно – компоненты гидравлики), которые за границей делают давно и хорошо. Это могут быть как элементы гидравлики Bosch – Rexroth в системе ГМТ («ДСТ-Урал»), так и китайская ГМТ известных концернов Shantui и Zoomlion, юго-восточный двигатель Weichai. Например, бульдозер Б11 «ЧТЗ» с вышеупомянутым двигателем и китайской ГМТ, с 6-катковой тележкой будет стоить уже 6,6-6,7 миллионов рублей. Возможно, китайские узлы изначально планировалось применить для удешевления конструкции, но кризис 2013-2016 гг. спутал все карты.
Существуют и некоторые «нетиповые» усовершенствованные исполнения машин: например, производитель «ДСТ-Урал» выпускает модель трактора ТМ10 с шириной гусениц 700 мм и 8-катковой гусеничной тележкой по цене 14 миллионов рублей.
В случае установки, к примеру, трубоукладчика большой грузоподъёмности – 30 тонн – на модель болотохода «ДСТ-Урал», это увеличит его стоимость до 20 миллионов рублей, а трубоукладчика до 50-ти тонн – примерно до 24 миллионов.
Итак, в заключение можно сказать, что мощная гусеничная машина – современный трактор – может многое:
- перетаскивает многотонные грузы в строительстве и лесном хозяйстве;
- рыхлит кирковщиком грунты вплоть до каменистых и целинных, а выработанную породу убирает отвалом, которых существует много видов, с различными ножами, в зависимости от обрабатываемого грунта;
- выполняет аварийно-спасательные работы в труднодоступных регионах и на болотах;
- тащит за собой «бесконечную» цепь грунтореза и, таким образом, получает траншеи для коммуникаций;
- несёт на себе буровое, трубоукладочное, кабелеукладочное оборудование, для чего гидравлическая система базового трактора серьёзно модифицируется (например, при установке трубоукладчика трактор с новым навесным оборудованием практически превращается в гусеничный кран высокой проходимости).
Если у Вас как заказчика есть намерение приобрести именно новую машину (например, в лизинг), нужно быть готовым уплатить не менее 5-6 миллионов плюс порядка 1,1 миллиона утилизационного сбора при постановке трактора на госучёт. Если такой суммы у Вас нет, не стоит отчаиваться: можно обратить внимание на аналогичную машину лицензионной сборки по цене 4-4,5 миллиона рублей, которая будет максимально похожа, к примеру, на модель Т10М (Б10М) «ЧТЗ» с механической коробкой передач. Специализированные машины для перетаскивания грузов массой до 20-25 тонн, труб до 30-50 тонн при строительстве магистральных трубопроводов – это, конечно, серьёзные инвестиции в Ваши основные средства, свыше 20-ти миллионов рублей.
Со своей стороны, надеемся, о чём мы писали уже неоднократно, что государство в лице Правительства РФ всё-таки обратит в ближайшее время внимание на несовершенство постановления об утилизационном сборе, услышит просьбы и аргументы многих крупных компаний, в том числе, машиностроительных.
В настоящее время, когда мы оказались перед проблемой импортозамещения (причём не по своей вине – грубо говоря, «проспали» ситуацию, так как заниматься этим надо было 20 лет назад!), нельзя ставить препоны, тем более с помощью финансовых рычагов, и мешать людям приобретать и продавать новую технику. Как производителям, так и заказчикам ценны сейчас любые деньги: машиностроители вынуждены зачастую производить новые хорошие дорогие машины на старом оборудовании и силами опытных стариков, которым уже трудно ходить на работу и некому передать свой опыт. На фоне сложившейся ситуации меры по предоставлению субсидий до 10% неким и без того довольным жизнью лизинговым компаниям, оформляющим поставки спецтехники, не представляются чем-то серьёзным и ничему не помогают. В такое время государство, наверное, должно не отбирать, а выделять деньги на развитие машиностроения.
Спецпредложение
Мы купим у вас
Запчасти со скидкой
Напишите нам / Оставьте заявку
Головной офис г. Челябинск, ул. Изобретателей, дом 54.
Режим работы: Пн-Пт с 9:00 до 17:00 часов. Время МСК+2.
ИНН: 7452150212 / ОГРН: 1197456010696 / КПП: 74520100196
Информация на сайте не является публичной офертой.